— «Алло!».
— «Это номер 2-5499, добрый день!».
— «Извините, я ошибся».
Это был начальный диалог в первой бразильской теленовелле, которая демонстрировалась в дневное время. Актерами, которые произносили этот диалог в новелле, были Глория Менезис и Тарсизио Мейра. И называлась она «Номер 2-5499 занят». Ее демонстрировала телеканал TV Excelsior. Случилось это в 40 лет назад в июле 1963 года.
Теленовелла снималась в Рио-де-Жанейро, и шла в эфире по понедельникам, средам и пятницам. Кассеты с ее записью отправлялись в другие города Бразилии. Вскоре руководство телекомпании решило на свой страх и риск показывать теленовеллу ежедневно, чтобы привлечь как можно больше телезрителей. Так и началось шествие теленовелл по экранам Бразилии.
«Я чувствовал антипатию к теленовеллам, и думал, что никто не станет их смотреть. Но теленовеллы привлекли людей, которые не любили театр. И тогда я и понял, что невозможно делать никаких прогнозов по поводу популярности той или иной теленовеллы», считает Тарсизио Мейра.
Но первая теленовелла, которая действительно имела популярность у телезрителей, Бразилии была «O Direito de Nascer» (Право на рождение) 1964 года, которую выпустила телекомапания TV Tupi. В то время в Бразилии царила эпоха кубинской сценаристки Глории Магадан. Она прославилась тем, что псисала сценарии для серилов других стран Латинской Америки. Ее первой теленовеллой на Глобо стала «O Sheik de Agadir» 1966 года. Главными актерами, снявшимися в ней, были Энрике Мартинш и Йона Магальяйш. Но ее сценарии были полны сумасбродств. Как, например, убить персонажа Себастиау Вашконселуша только потому, что он носил усы и бороду, как у Фиделя Кастро. «Глория не обращала внимания на бразильские красоты и традиции Бразилии. Только потом ситуация поменялась», вспоминает Мариета Северо. Мариета сыграла в теленовелле впервые, когда ей было 19 лет. Ей досталась роль принцессы-злодейки.
Только теленовелла «Beto Rockfeller» стала по-настоящему «бразильской». Она была показана на TV Tupi в 1968 году, и отражала быт и обычаи бразильского народа. Главную роль в ней сыграл актер Луиш Густаву. Его персонаж пытался проникнуть в высший свет Сан Пауло, чтобы подняться по социальной лестнице. Сценарий «Beto» был полной противоположностью работам Глории Магадан, и стал трамплином для успешной карьеры бразильской сценаристки Жанет Клер (Janete Clair).
Жанет написала свой первый сценарий для теленовеллы, которая называлась «Veu de Noiva» (Фата невесты) в 1969 году, потом завоевала публику теленовеллой «Irmaos Coragem» (Братья Коражей) в 1970 году, и превратила Глобо в ведущую телекомпанию, занимающуюся производством теленовелл. Действие теленовеллы происходило на приисках в штате Гойас, в ней снимались такие актеры, как Тарсизиу Мейра, Клаудиу Кавалканте и Клаудиу Марзу.
Уже в 1973 году теленовелла «O Bem-Amado» увидела свет в цветном варианте. Сценарий Диаса Гомеша повествовал о перфекте штата Баия Одорику Парагуасу, роль актера Паулу Грасинду, который открывает кладбище «Сукупира». Это была первая бразильская теленовелла, которую продали за рубеж почти во все страны Латинской Америки. «Теленовелла «O Bem-Amado» раскрывает проблему политического сознания чиновников Бразилии. Было очень важным то, что публика приняла ее на ура», говорит Лима Дуарте, который исполнил в этой теленовелле роль незабываемого Зеки Дьявола.
Три года спустя, Глобо выпустила теленовеллу «Рабыня Изаура» (Escrava Isaura). Сценарий был адаптирован Жильберту Брагой по книге Бернарду Гимариэнса. Главную роль в ней исполнили Луселия Сантуш и Рубенс ди Фалку. Теленовеллы была продана в более, чем сто стран мира. «В то время меня знали даже гималайские панды. Никто не ожидал, что бразильская теленовелла может быть популярной так далеко», говорит Луселия Сантос.
Из серии в серию бразильская теленовелла трансформировалась в самый важный продукт бразильского телевидения, она завоевала мировое признание и стала национальным символом Бразилии во всем мире. Но апогеем жанра стала, выпущенная в 1985 году теленовелла «Roque Santeiro». Новелла Диаса Гомеса и Агиналду Силвы заставила всю Бразилию останавливаться, чтобы смотреть историю Вдовы Порсиньи и Сеньора Малта. Две последние серии привлекли 100% аудитории страны. Такого рекорда достигала только теленовелла «Selva de Pedra» (Каменные Джунгли) в 1972 году. «Такой успех невозможно объяснить, и он не происходит дважды», считает Агиналду Силва.
В 1988 году Глобо выпустила теленовеллы «Vale Tudo» (Важно все) по сценарию Жильберту Браги. Она несла в себе социальную критику, и заставила всю Бразилию задавать один и тот же вопрос: «Кто убил Одети Ройтман?». Одети сыграла Беатрис Сегалл. «Новелла ставила перед аудиторией вопрос, до какой степени нужно быть честным в Бразилии?», вспоминает Жильберту Брага.
В этом плане не отставала и телекомпания TV Manchete, которая выпустила теленовеллу «Pantanal». С этой теленовеллой произошла третья модификация жанра. По сценарию Бенедиту Руй Барбозы, сага рассказывала о семье Леонсио, которая создала самое большое предприятие по выращиванию скота в штате Мату Гросу. «Раньше лишь 10% съемок происходило на открытых пространствах. Эта теленовелла все поменяла», говорит сценарист Бенедиту Руй Барбоза.
В 1997 году та же самая TV Manchete превратила актрису Таис Араужу в главную героиню бразильской теленовеллы «Xica da Silva», и составила конкуренцию детской теленовелле «Chiquititas» (девчушки), адаптированной с аргентинского варианта. «Мы завоевали публику истинно народной бразильской историей», считает актриса Флавия Монтейру.
Но только телекомпания Глобо подошла к концу тысячелетия со своим собственным «ноу-хау» по производству качественных теленовелл. «Terra Nostra» (Земля любви) в 1999 стала шедевром жанра. Эта история о итальянских эмигрантах, написанная Бенедиту Руй Барбоза.
Режиссерская работа Жайме Монжардима в 2001 году над теленовеллой «O Clone» (Клон) по сценарию Глории Перес била все рейтинги. Съемки теленовеллы происходили в Марокко. В ней перемешалось все: проблема клонирования, проблема наркотиков, арабская культура и ужасы пригородов Рио-де-Жанейро. «Пока существуют хорошие истории и хорошие сценаристы, Бразилия будет продолжать делать хороший телевизионный продукт», говорит Жайме Монжардим.